УКВ-радиостанция на маломерном судне

Нужно ли регистрировать? Обязательно ли иметь?
Сегодня поговорим о рациях или, как они называются в официальных документах, судовых УКВ радиостанциях. Речь пойдет и о речных, и о морских радиостанциях.

К слову, "речной" диапазон – это суверенное изобретение нашей страны. Он не используется больше нигде в Мире, а потому требования к рациям, работающим в этом диапазоне частот несколько отличаются от международных, которые предъявляются к "морским" рациям.

В своем комментарии я непременно расскажу подробно обязательно ли иметь рацию на борту, где и зачем? Нужно ли ее регистрировать или получать разрешение? Предусмотрена ли ответственность за отсутствие рации, или за ее использование без разрешения?

Первый вопрос: Подлежат ли наши бортовые рации государственной регистрации?

Ответ – НЕТ! Но не спешите радоваться! Регистрации не подлежат, но в силу требований статьи 22 Федерального закона "О связи" судовые радиостанции, используемые на морских судах, судах внутреннего плавания, судах смешанного (река - море) плавания, бортовые радиостанции, не подлежат регистрации и используются на основании разрешений на судовые радиостанции или разрешений на бортовые радиостанции.

Обратите внимание, что Закон не делает никаких исключений для маломерных или прогулочных судов, не ограничивает по размеру или предназначению. В логике действующего законодательства любая судовая или бортовая радиостанция может использоваться только на основании соответствующего разрешения.

Помимо общего требования о получении разрешения, Закон устанавливает требования к самим рациям. В соответствии с нормой статьи 24 того же Закона они выдаются с учетом заключений радиочастотной службы о соответствии судовых радиостанций требованиям международных договоров Российской Федерации и требованиям законодательства Российской Федерации в области связи.

Услугу по выдаче такого заключения оказывает Федеральное учреждение "Главный радиочастотный центр", находящийся в Москве, сокращенно - ГРЧЦ. Региональных отделений у него нет!

Сразу оговорюсь, на радиостанции "речного" диапазона, т.е. работающие исключительно в полосах частот от 300 до 300,5 МГц, а также 336 тире 336,5 МГц заключение не требуется. То есть, Заключение Радиочастотного центра необходимо получить лишь, обращаясь за Разрешением на морскую рацию.

Раз уж заговорил о различиях, напомню, что морской диапазон УКВ это – радиочастотная полоса от 156 до 162, 025 МГц

Вернемся к Заключению ГРЧЦ. Это, своего рода, сертификация. Конечно, понять законодателя можно, ведь радиоэфир это такое – общее место, куда не следует пускать источники помех, шпионское и вредительское оборудование.

Огорчает лишь то, что процесс получения таких заключений весьма заморочен! Вот вам пример – морская рация, какой-нибудь Навком, может уже десятилетиями продаваться на рынке, но каждый, кто купит ее, должен индивидуально именно для себя получить такое заключение. Лучше бы ввели какой-то общий сертификат.

Непосредственно Разрешение, или "судовую лицензию" выдает Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, проще говоря, Роскомнадзор.
Если услуги ГРЧЦ сейчас бесплатные, то за выдачу разрешения, так называемой, судовой лицензии взымается государственная пошлина.

Федеральный закон от 07.07.2003 N 126-ФЗ (ред. от 06.06.2019) "О связи"
Ст. 22 Средства связи, иные радиоэлектронные средства и высокочастотные устройства, являющиеся источниками электромагнитного излучения, подлежат регистрации.
Судовые радиостанции, используемые на морских судах, судах внутреннего плавания, судах смешанного (река - море) плавания, бортовые радиостанции, не подлежат регистрации и используются на основании разрешений на судовые радиостанции или разрешений на бортовые радиостанции.
Ст. 24 Разрешения на судовые радиостанции, выдаются с учетом заключений радиочастотной службы о соответствии судовых радиостанций требованиям международных договоров Российской Федерации и требованиям законодательства Российской Федерации в области связи.

Что же дает получение разрешения?
Во-первых, законность использования рации на случай, если у государства появится время и желание проверять на этот предмет маломерные суда.

Во-вторых, при получении Разрешения Роскомнадзора, вашей радиостанции морского диапазона присваивается Идентификатор морской подвижной службы, тот самый MMSI (Maritime Mobile Service Identity). Это такой позывной и идентификатор, который позволяет прописать ваше судно в различных идентификационных и поисковых системах.

Нужен MMSI и для выхода в море, поскольку именно с его помощью вас будут искать международные и национальные спасательные службы в случае необходимости, и для захода в некоторые Европейские порты. Например, в Швеции вас не впустят в порт без него.

В-третьих, если у вас достаточно крупное судно, или вы сильно печетесь о безопасности, MMSI позволяет другим судоводителям видеть ваше судно на своих приемниках АИС.

И это разрешение формально требуется как для морской, так и для речной рации. Напомню, отличие лишь в том, что для морской еще нужно получить заключение ГРЧЦ.
Приказ Роскомнадзора от 18.12.2018 N 201
"Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной службой по надзору в сфере связи государственной услуги по выдаче разрешений на судовые радиостанции, используемые на морских судах, судах внутреннего плавания и судах смешанного (река-море) плавания"

20. Для получения разрешения на судовые радиостанции, заявитель, являющийся физическим лицом, представляет в территориальные органы Роскомнадзора заявление о выдаче разрешения на судовые радиостанции по форме, приведенной в приложении N 1 к настоящему Регламенту.

Теперь об ответственности за использование рации без разрешения.
Опять же, формально, отсутствие рации на борту судна, либо отсутствие разрешения на ее использование влечет за собой административную ответственность по ст. 11. 8 Кодекса об административных правонарушениях РФ (КоАП РФ), т.е. за нарушение правил эксплуатации судов, выразившееся в управлении судном (в том числе маломерным, подлежащим государственной регистрации) имеющим неисправности, с которыми запрещена его эксплуатация.
Не удивляйтесь, именно неисправностей. Такова позиция ГИМС МЧС РФ.

Есть такое Письмо МЧС России от 27.09.2018 N 29/1-3-1277 "О применении части 3 статьи 11.8 КоАП РФ" В котором разъясняется, что в соответствии с подпунктом "д" пункта 9 Правил пользования маломерными судами, несоответствие нормам комплектации и оборудования маломерного судна, указанным в судовом билете, является неисправностью, с которой запрещена его эксплуатация.

Далее текст этого письма практически нечитабелен для неподготовленного человека, поэтому я перевел его с официального на общечеловеческий язык. В итоге получается, что наказуемой неисправностью является отсутствие на судне того, что указано в судовом билете.

Статья 11.8. Нарушение правил эксплуатации судов, а также управление судном лицом, не имеющим права управления
Пункт 3. Управление судном (в том числе маломерным, подлежащим государственной регистрации), не зарегистрированным в установленном порядке либо имеющим неисправности, с которыми запрещена его эксплуатация, -
влечет наложение административного штрафа в размере от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей.

Из предыдущего логически вытекает следующий вопрос: для кого рация является обязательной на маломерном судне?
И тут следует обратиться к тому самому Техническому регламенту Таможенного союза "О безопасности маломерных судов", который как мы выяснили и закрепляет нормы снабжения.
Пункт 36 устанавливает, что маломерные суда оборудуются средствами связи и навигации в соответствии с Приложением 4.

Для особо интересующихся покажу это приложение и коротенько прокомментирую его. В таблице указаны нормы в зависимости он категории водоема, в котором разрешено плавание судна. То есть в зависимости от присвоенного класса, который, как известно, указан в вашем судовом билете.
При этом, для кого-то рация обязательна, а кому-то только рекомендуется. Потому я и советую на берегу определить к какой категории относится именно ваше судно, чтобы не вестись на "разводку" от инспекторов, если им вдруг вздумается проверить у вас наличие оборудования связи по нормам снабжения.

В целом, рация обязательна для судов, которым разрешено максимальное удаление от берега на 12 миль и более в районах плавания первой категории сложности. Для всех, у кого меньшие разрешения, рация рекомендована и даже желательна, но не обязательна.

При этом, Правила плавания по ВВП в пункте 65 устанавливают, что самоходные суда должны быть оснащены установками УКВ радиосвязи, позволяющими осуществлять УКВ радиосвязь с другими судами и береговыми службами на ВВП.

Заметьте, что исключений для маломерных судов, или судов, длиной менее 20 метров, нет! И если следовать букве закона, все суда обязаны иметь на борту УКВ радиостанцию.

Это то, что касается закона и ответственности за нарушения, но есть еще соображения целесообразности, когда рацию иметь не обязательно, но весьма желательно. Об этом следующий вопрос.

Когда рация, действительно нужна, независимо от того – обязательна ли она по закону?
Не стану вновь говорить о безопасности и удобстве, которые дает пользование радиосвязью. Это и без меня всем понятно. Но есть несколько случаев, когда без радиостанции не обойтись или с ней гораздо удобнее, чем без нее.

Итак, самый очевидный случай – шлюзование на катере или яхте! В соответствии с Правилами пропуска судов через шлюзы внутренних водных путей, утвержденными Приказом Минтранса России от 03.03.2014 N 58 в границах шлюза или шлюзованного участка бассейна ВВП судовые УКВ радиостанции должны быть переключены на канал УКВ радиосвязи диспетчера шлюза. При пропуске судна через шлюз капитан (вахтенный начальник) судна должен информировать диспетчера шлюза по УКВ радиосвязи о выполнении требований настоящих Правил, поддерживать постоянную связь по УКВ радиосвязи с диспетчером шлюза и так далее.

Весь процесс шлюзования согласуется и проходит с постоянным использованием радиосвязи.
Можно упомянуть случаи выхода в море в пограничной зоне. В соответствии с Приказом ФСБ России от 07.08.2017 N 454 "Об утверждении Правил пограничного режима"
Пункт 19. Выход судов из пунктов базирования на участки в российской части вод осуществляется с уведомлением лицом, управляющим судном, не позднее чем за 2 часа до выхода судна по телефонной связи или радиосвязи пограничного органа или подразделения пограничного органа.
Бесспорно, этот нормативный акт позволяет уведомление и по телефону, но не всегда и не везде это доступно, в отличии от радиосвязи.

Вывод из всего сказанного простой: рация скорее полезна для судоводителя маломерного судна. Не так дорого она стоит, чтобы рисковать своей безопасностью. Да и удобства с радиосвязью гораздо больше, чем хлопот.